Согласно Ансельму, само определение Бога
логически подразумевает факт Его существования.
Подобно тому, как полное знание и понимание самой
идеи числа 9 подразумевает знание того, что квадрат-
ный корень из 9 равен 3, так же и познание идеи Бога
подразумевает, что такое Существо должно обладать
бытием. Ансельм дает следующее рабочее определе-
ние Бога: Бог это «то, больше чего нельзя помыслить».
Простоты ради мы преобразуем это определение в вид
«величайшее из мыслимых существ». Величайшее из
мыслимых существ должно быть совершенным во
всех отношениях, в противном случае оно не являет-
ся величайшим из мыслимых существ. Существова-
ние является необходимым признаком совершенно-
го существа, потому что существовать лучше, чем не
существовать. Предположим теперь, что Бог сущест-
вует лишь в умах людей, но не существует в действи-
тельности. Иначе говоря, предположим, что величай-
шее из мыслимых существ существует только в виде
идеи в нашем сознании и не существует во внешнем
мире, т.е. в мире за пределами нашего ума. В этом
случае оно не будет величайшим из мыслимых существ,
потому что мы можем помыслить превосходящее его
существо: такое, которое существует и в нашем созна-
нии, и в реальности. Таким образом, наличие пред-
ставления о «величайшем из мыслимых существ» уже
подразумевает существование этого существа, потому
что существо, не существующее в реальности, не может
быть величайшим из мыслимых существ.